приморский

«Женщина берет на себя ответственность за отношения живых и мертвых»



В начале 2016 года вышла книга фольклористов Лоры Олсон и Светланы Адоньевой «Традиция, трансгрессия, компромисc: Миры русской деревенской женщины» — речь в ней идет о трех поколениях людей XX века и о связях патриархального уклада с современностью. «Горький» расспросил Светлану Адоньеву, когда и почему брак стал ассоциироваться со счастьем, как менялась роль свекрови, как отказаться в исследовании от отношений власти и как студенты учатся брать полевые интервью.





Очень мне понравилось интервью Анны Груздевой с антропологом Светланой Адоньевой. Почитайте, полезно и доходчиво. Например, я понятия не имела, что "счастье" в современном понимании - изобретение 1959 года. Ну и вот это самое - про живых и мёртвых. Почему именно женщина за это отвечает?

Posts from This Journal by “наука” Tag

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…

Может в силу того, что именно женщина дает жизнь..

Интересно..
Но про счастье я догадывалась :)
Прочитала внимательно.
Поэтому сразу вопросы: "Первое поколение — женщины, родившиеся в 1899–1916 годы, — выросло в крестьянских семьях, с дедом-большаком и бабкой-большухой во главе. У них был опыт воскресных походов в церковь и великопостного говения, хороводов и посиделок в девичестве, они выходили замуж со сватами, причитали на свадьбе, учились у свекрови хозяйству и уходу за детьми и так далее. Эти женщины выходят замуж примерно в 1925-м, оказываются в семье мужа, рожают одного ребенка или двух, и в этот момент семью раскулачивают."
Если женщина родилась в 1899, то в 1925 она давно замужем. А если в 1916, то в 9 лет замуж даже в то время не выходили.
Вижу, что написано "примерно". Давно не читала научных трудов. Помнится, раньше писали в 20-х годах или в 1 трети XX века, когда нет возможности указать точную дату.

Про счастье в семье понравилось. Батюшки наши давно говорят, что венцы над женихом и невестой - мученические. И будут даны, если он и она до конца претерпят друг друга.
Ох, простите за пространный комментарий. (Задело за живое).
Меня всегда удивляет, что люди могли и в храм Божий сходить, и в случае надобности "разговаривать со своим «доброходушкой» (ангелом-хранителем), ... разговаривать с лесом и его хозяином"
Юля, вы тоже согласны, что "доброходушка" и Ангел-хранитель - это одно и то же? А хозяин леса - это кто?
Не один ли Творец правит всем?
Простите, если что не так написала. Но вот многое в нашем фольклоре мне не по душе. То, что на мой взгляд, напрямую связано с язычеством.
Ну, народная культура всегда была, есть и будет пропитана язычеством, так уж она устроена. Конкретно русское двоеверие и т. н. "народное православие", которое иногда сильно отличалось от церковного вероучения, давно и хорошо изучается.
По первой части - наверное, истина где-то посередине этих дат, как это обычно бывает. Я тоже не сильно научный человек.

А вот в деревнях я давно замечала смесь язычества и христианства. Меня первое время ужасало такое, например: могли крестить ребёнка, а на след. день понести его к бабке, если он всю ночь кричал, чтоб она ему там что-то "вылила". И вот этот "доброходушка" уж точно не Ангел-Хранитель, как мы его понимаем. Получалось ровно, как в анекдоте про старушку, которая ставила свечку бесу перед иконой Страшного Суда: "А вдруг в ад попаду, так чтоб там был "свой".
Интересное интервью, теперь захотелось купить книгу.
И она, кстати, даже на Лабиринте продается - я посмотрела и отложила пока..