Posts from This Journal by “книги” Tag

  • Книги в моей жизни

    Какая интересная тема от Екатерина Бурмистрова (Ekaterina Burmistrova) на ФБ! "Книги в моей жизни". 5 книг, которые были не просто…

  • Платья

    Не люблю их. Точнее, боюсь. Платья эти. С тех самых пор, как на заре туманной юности прочитала у Ремарка умопомрачительно красивый пассаж о платьях…

  • Дедушкино волшебство

    На Радоницу вдруг приснился дедушка Ваня, папин папа. Всё детство он меня учил белить стены, чинить лестницы и поливать огород. Самое приятное -…

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…
Странный текст. Во-первых, странный для меня как для севастопольца. Наш город - всегда передовой бастион, грань рубежа. И здесь сирена тревоги, выходящие в море корабли, рассекающие небо боевые самолеты, спешащие куда-то моряки - привычная жизнь. Здесь военная форма вызывает не страх, а симпатию и чувство защиты. Во-вторых странное какое-то уравнивание врагов и наших, для нас, севастопольцев, очень четко деление: кто пришел незванный нас убивать и разрушать наш Город, и кто умирал в руинах нашего Города, спасая наших прабабушек и бабушек, кто пришел к врагу и сокрушил его.
Странный комментарий. Во-первых, я не жила в Севастополе долгое время - лет 15-20. Это была первая весна в городе. Вы-то, может, и привыкли к сиренам, а я вот отвыкла. И в тексте об этом написала. Во-вторых, люди все разные. У матери с младенцем на руках воздушная тревога может вызвать совсем другие чувства, чем у военного или моряка. В-третьих, я говорю не о врагах. Речь идет о детях на войне. И, наконец, в -четвертых, любой человек имеет право высказывать свои чувства - страхи в том числе. Мне лично страшно. Я не хочу, чтобы мои дети увидели войну. А вы?
А неважно сколько человек живет в Севастополе. Кто-то за год станет Севастопольцем, а кто-то тут и 10 и 20 лет просидит, а будет ему Город, его жизнь, его особенности чуждыми, странными, пугающими. :). Для Севастопольцев жизнь флота - часть жизни Города. Тревоги, сигналы выходящих и возвращающихся кораблей, медь военных оркестров, салюты - все это привычно, все свое, все вызывает напротив чувство уверенности и причастности. Вот когда все это останавливается, замирает, начинает разваливаться как в 90-х, вот тогда больно и страшно.
Впрочем, каждый по себе выбирает как ему реагировать и кем быть Севастопольцем или гостем. А вот фраза "разницы между нами никакой — война чудовищна для всех: и для победителей, и для побежденных" - вот это уж перебор: уравнивать нелюдь, пришедшую нас не просто завоевывать, а убивать, делать рабами, перерабатывать на мыло и перчатки с абажурами, и тех, кто защищал нашу землю. Такая запредельная толерастия. Мол "ну и у них дети были" и вообще "немецкие солдаты, русские - какая разница". Огромная. В том, что мы не приходили незванными. Мы приходили только в ответ на вторжение. И если их солдат развлечения ради по детям стрелял, то наш из извечной нашей доброты на руинах их городов кормил детей из полевых кухонь. Детей тех, кто может быть его детей убил годом-двумя ранее.
Война - событие страшное. Но пораженчество, рабство куда хуже. Для Севастополя такого выбора вообще нет. В 2014 году мы выбрали войну, может даже обреченную - город против целой нацистской страны - но не рабство под нацистами. Выбрали, воодушевили Крым и победили. И вот в Севастополе, который видел и поражения и победы, но никогда не принимал позора, который четко отличал добро и зло, который бой всегда предпочитал позору вот такой сверхпацифистский и сверхтолерантный текст читать крайне странно.
Не буду спорить. Вы тоже, наверное, по-своему правы. Для меня такой пафос - перебор. Приведу пример. Как-то встретила возле памятника Нахимову старушку, которая разгоняла детей от постамента и кричала, что это святое место, которое нужно обнести забором и никого не пускать. По-моему, если детей не пускать к святыне (или просто к историческому памятнику), хуже от этого будет только взрослым, потому что дети просто забудут ту историю, которая от них скрыта.

Но самое-то страшное во всех таких разговорах о пораженчестве знаете что? Никто и никогда не может предсказать, как поведет себя человек, громко провозглашающий правильные лозунги, в трудный для страны момент. Весьма возможно, что станет трусом и предателем. А тот, кто громко кричал о том, что война - это зло, вдруг окажется способен на подвиг. Мы не можем знать, пока не наступит время испытания.
Но я еще раз повторяю: я не хочу, чтобы это время наступило. Я не люблю войну. Мне было страшно слышать воздушную тревогу.
У старушки из вашей истории позиция неверная. Напротив, детей можно и нужно приводить к памятникам и мемориалам, на парады и выставки боевой техники, на корабли и аэродромы, привлекать к поисковой деятельности и приведению в порядок памятников. Чтобы они личностно все воспринимали, чтобы для них история, память не были чем-то нафталиново-казенным, извлекаемым по праздникам.
Для меня вот память была очень близкой - помню рассказы деда-фронтовика с детства, помню как даже со школы убегали погулять по бастионам и дотам, по причалам кораблей, на репетиции парадов. Вообще я рос на военной базе лодок и как-то людей в форме воспринимал с большим доверием, чем штатских.
Насчет испытаний: вот в 2014 году Севастополь прошел очередное испытание. И отрадно, что очень многие наши земляки это испытание выдержали.
А страшно было не тогда, когда мы вышли на митинги, патрули, пикеты, блокады укрочастей, тогда напротив была веселая злость, мол, попробуй, возьми. Страшно было раньше, когда по всей Малороссии стада нацистских дикарей громили города, ставили на колени "Беркут", избивали людей, делали что хотели, а отпора им не было, не было вышедшей против них силы. А когда такая сила появилась, когда Город объединился, когда люди даже относится к друг другу, видя ленточки георгиевские или триколорные, стали по особому тепло, вот тогда пришла уверенность.
Конечно, никакой войны мы не хотим. Навоевался Севастополь на всю историю вперед. Достаточно совершил. Черед других пришел. Теперь новые города-герои есть - Донецк, Луганск, оккуппированный пока нечистью Славянск. Но чтобы мир у нас был и нужны воздушные и иные тревоги, кружащие над морем самолеты, выходящие в море корабли. И мальчишки, которые на эти корабли смотрят восхищенными глазами, а не в айфоны уткнувшись.
Вот сейчас - что вы хотели мне сказать? Напомнить о о 2014? Я здесь была в эти дни. Я все очень хорошо помню.
Отнюдь. Я хотел сказать то, что сказал: что наш "зашоренный" по-вашему патриотизм, готовность к бою, выбор если надо войны, но не рабства, готовность драться за свою историю, веру, язык, традиции позволили нам всем в 2014 году отстоять свой Город и вернуть его на Родину. Разве не так?
Патриотизм может быть и не зашоренным, вот в чем дело!
А что для вас зашоренность то? Несогласие с уравниванием фашистов-захватчиков и наших солдат освободителей и победителей?
Зашоренность - это нежелание видеть нечто большее. Вот вы увидели уравнивание и держитесь за него изо всех сил. А речь-то о другом была. Но вам не хочется другое видеть, выйти на философский план, посмотреть на вопрос с точки зрения общечеловеческой - о чудовищности войны.

Очень жаль, что вы этого не понимаете.
Философствовать хорошо о чем-то отстраненном. А когда речь идет о том, чтобы нас всех, наших близких никто не убил, не покалечил, не терроризировал, тут первым делом хочется честно и прямо все оценить и дать отпор. А потом уже подводить философскую, нравственную и патриотическую базу.
Война - это очень плохо, конечно. Но хуже войны позорная капитуляция и разгул врага например. Разгул терроризма и криминала. На войне в этом плане честнее: есть свои и есть враги. Вот в Европе сейчас без войны миллионы оккупантов - незванных чужаков-"беженцев", которые без войны взрывают, режут, насилуют, избивают и убивают. А дать им отпор - "экстремизм". И на Украине сейчас нацисты беспредельничают и им даже полиция опасается давать отпор.
А насчет "общечеловеческого" - да нет такого. Люди разные. Что одному святое, то другому непонятное и чуждое, что одному радость, другому - горе. В какой-то мере общечеловеческое - в христианских принципах, да и они не всем близки, в религиозных принципах, так они кому чужды, а кто их использует для прикрытия своего беспредела - игилы всякие. Самое общее: относись к людям так, как хочешь чтобы к тебе относились. Это если уж совсем философски.
ну вот, наконец-то, мы к этому пришли. Именно: относись к другим по-человечески.
Важное уточнение: к людям - по человечески! И вообще ко всем живым существам, не причиняющим тебе зла. А к нелюди - соответственное ей отношение. Все должно быть справедливо: за добро - добром, за помощь - помощью, а за бомбы и снаряды в тебя - соответственный и ответ.
Око за око, зуб за зуб. Это ветхозаветные принципы. Христос принес в мир новую правду: да любите друг друга. Выше этого нет.
Любить нацистов, агрессоров, карателей, террористов не намерен. Тем более сказано Митрополитом Московским Филаретом: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества». Т.е. личных врагов да прощать искать понимание, а всяких террористов, провокаторов, захватчиков - бить беспощадно.
Не удержалась, хотя комментирую редко. Юля, я с Вами! Может быть только потому, что я как и Вы - женщина и "многократная" мать и мы чувствуем по-другому, чем мужчины. А может потому, что когда читала начало Вашей статьи, то вспомнила, как страшно было слышать в детстве гул низко летящего самолета над дедовой хатой (недалеко была беларуско-литовская граница и часто проходили учения) - вспомнила так отчетливо, что читала Ваш текст со слезами на глазах. И про нелюдей Вы не совсем правы, уважаемый drakonit, потому что например мой отец будучи ребенком во время войны (1942 г.р.) был спасён именно фашистом вместе со всей деревней, несмотря на то, что "свои" полицаи уговаривали немца всех расстрелять. По-моему, где бы ни оказался человек во время войны, не страна его определяет - война как увеличительное стекло показывает настоящую сущность любого человека. Или нелюдя...
Спасибо за поддержку! Это очень ценно. Как говорится, рыбак рыбака, а мама маму - видит издалека! И всегда поймет. Говорят, что есть такое понятие "эйдетическая память" - что-то такое сидит глубоко внутри человека и не зависит от его реального опыта.
Что касается drakonitа... Мне кажется, сейчас люди сами себя загоняют в рамки очень узких представлений о мире. Наверное, так спокойнее жить, не зная, что в Германии жил юный Ремарк. а в Австрии маленькая Нестлингер, которые так же сильно не хотели войны, как мы с вами сейчас. Видимо, легче не думать о том, что дети остаются детьми в самых страшных условиях жизни, даже на войне. И почему-то русские солдаты жалели этих самых детей своих врагов, а наши современники не жалеют даже своих соотечественников. Вот это грустно, конечно. Ну и книжки - их лучше читать, чем осуждать, не читая.
Потому что речь в книге идет о том, что все мы люди, все, и в этом смысле мало друг от друга отличаемся.

Edited at 2017-06-23 04:08 pm (UTC)
Понимаете, то, что другие называют "узкими представлениями", для меня как раз является принципами, основами, кодексом чести и тем самым столь оплеванным патриотизмом. А еще может обостренным (знаю, это не модно) чувством справедливости.
Нельзя врага уравнивать со своим, захватчика-убийцу с солдатом-защитником, потому что мол "у обоих дети, все хотят мира". Это, для меня, ложная толерастия. И она приводит к тому, что кто-то смеет сказать потом "зря воевали, пили бы баварское" и "армия не нужна" или, как возмущался Лановой, слыша "что вы со своей Победой все носитесь".
Чужие книги читать надо. Но надо помнить, что немцы пишут так: мы были такие милые, хорошие (ну да сдали евреев в лагеря, пожгли книги, постреляли коммунистов, социалистов, профсоюзников, демократов и пошли завоевывать мир), а потом с чего-то пришли русские.
А они не пишут там, как издевались милые мирные немцы над русскими рабами? Вот пример: наши солдаты пришли в немецкий городок и увидели рабынь - старушек, оказалось что несколько лет назад это были наши девушки лет 18-20. а ослабевших, больных милая фрау с дочерями скармливала свиньям. И вот наши солдаты, к которым рабыни кинулись в слезах, пристрелили и милых свинок и милую фрау с милыми дочерями. А так, конечно, все мы люди...
Я не против никаких народов, все хороши у себя дома, даже интересно их культуру, традиции, танцы, песни, кухню узнавать. Но для наших детей надо учить, что наше для нас лучшее! Что есть непреемлемое для нас. Но мы не пойдем свое навязывать. И мы не пойдем воевать. Война это плохо. Но мы будем к ней готовы, чтобы к нам никто не сунулся, а коль сунется - перепокажем май 1945 года. И вот такая позиция, такой патриотизм и даже здоровый милитаризм севастопольцев помог нам выстоять в 2014 году. Защитив наш мир.
Я понимаю одно: вам удобно в этих рамках и вы не хотите из них выходить. Я смотрю на мир по-другому. Знания о том, что существовали фашисты (причем не только немцы) не затмевают моего знания о подвиге советского народа в войне. Эти знания как раз позволяют четко разделить плохое и хорошее. И дети для меня однозначно хорошее, а война - однозначно плохое. Вот эта конкретная статья - еще раз! - не о подвиге, который я помню и уважаю. Если хотите, мы можем побеседовать и на эту тему - только без набора определенных клише, а простым языком - о том, что рассказывали вам лично деды и их друзья. А я расскажу о том, как моя бабушка жила в Севастополе в период оккупации, как ей помогала выжить татарская семья. И как она плакала, когда их выселяли после войны. Взгляните на мир с желанием понять и любить. Не надо видеть врагов там, где их нет. Я вам определенно не враг.
Мир я люблю. Но любить все вокруг, не отличая добра и зла, мерзости и красоты, лжи и правды, морали и аморальщины это и есть толерастия. И ведет она к тому, что зло реабилитируют. Мол и фашисты не такие плохие были, и татарские каратели, и бандеровцы не такие плохие, все, мол, люди... А вот нет! Есть зло и его надо презирать, отторгать и бороться с ним. Зло в виде идей, организаций, армий. Есть что-то нам чужое. Я не призываю идти и огнем и мечом его сокрушать. Но оно нам чужое. Непреемлимое. Есть что-то что можно заимствовать. И есть наше, родное. Разве не так?
Почему же не так? С половиной того, что вы говорите, я вполне соглашусь. Но есть моменты, которые мне не нравятся. Размахивание шашкой в мирное время, например. И пламенные речи о добре и зле. Вы думаете, я в школе не ходила на политинформацию? Ходила! И даже сама проводила - у нас очередность была. Но именно поэтому мне неприятно слышать набор банальных фраз вместо человеческого разговора.
Мирное время? Вы смеетесь? За Перекопом вообще-то война идет. Там каждый день убивают людей, детей убивают. Наши недавние сограждане, возомнившие себя новыми нацистами. Совсем рядом эта война. А на юге за Черным морем тоже война - в Сирии. И туда постоянно идут наши корабли и транспорта. Мало того, в самом Крыму и попытки терактов были, и перестрелки с украинскими терроргруппами (в которых гибли наши силовики) и задержания татарских боевиков. Это мир такой? Это скорее всего грань войны. И Крым является форпостом, почти передовой.
А насчет добра и зла - это не пламенные речи, а просто убеждения. И не политика даже. Просто я говорю прямо и открыто, без толерастии. Нацист для меня нацист, убийца - есть убийца. И считаю, что ответ им давать надо без излишнего гуманизма - от смертной казни до ковровой бомбардировки. И все. Просто и понятно. И делать это, чтобы наши дети не плакали, чтобы у нас был мир и порядок.
Ох, вот тут и лежит грань различия. Ковровые бомбардировки. Убить всех. Ну и что, что пострадают дети и женщины... Нет, это не для меня.
Вот вы говорите о добре и зле, а сами хотите, чтобы зло умножалось.

Смертная казнь для убийц и насильников - да. Ковровые бомбардировки - нет.
Мы живем в реальном мире. И ваш абсолютный гуманизм, может быть увы, неприменим. Вот с теми же ковровыми бомбардировками: это способ сильно, эффективно и с минимумом своих потерь ослабить и уничтожить врага. Альтернатива - большие потери своих, которые будут по вражеской территории идти и натыкаться на укрепления и живую силу. Тем более, если враг тебе такие бомбардировки устраивал. Вот после того, что гитлеровцы творили в Севастополе - после превращения Города в руины, потопления санитарных транспортов и судов с беженцами, после расстрелов мирных жителей и расправ с пленными, ну очень мягко поступили наши деды-прадеды на германской территории. Право на ответ у них было. Для пресечения повторения зла на нашей территории. А так нашу доброту считают слабостью. Опять же увы.
Я не думаю, что нам следует равняться на тех, кто доброту считают слабостью.
Равняться не следует. Но понимать, что так считают. И приходят снова и снова.
Написала про Ремарка и вспомнила, что у него ДР 22 июня!