Ремарк "Жизнь взаймы"

ФБ принёс ссылку на этот давний пост в ЖЖ. Я и сегодня согласна со своими мыслями по этому поводу. Хотела только добавить, что в последнее время очень часто слышу разговоры о том, что нужно полюбить прежде всего себя, и тогда можно легко справиться со всеми жизненными проблемами. Героиня Ремарка доказывает как раз обратное. Любить себя нужно, конечно, но в разумных пределах и в сочетании с любовью к другим - к своим близким прежде всего. Иначе такая любовь к сбе не только не продуктивна, но и разрушительна.


Оригинал взят у yuvikom в Ремарк "Жизнь взаймы"
Я не собиралась перечитывать эту книгу. Мне кажется, что она хороша для очень юных. Все её точные цитаты идеально подходят для девичьих дневников. Сейчас, поднапрягшись, я бы написала книжку цитат, противоположных мыслям Клерфэ и Лилиан. Но зачем? Не имея личного опыта жизни, можно пользоваться какое-то время книжным, но ровно до тех пор, пока не приобретешь свой собственный. А цитаты красивые - до такой степени, что встретив одну, я тут же погрузилась в воспоминания своего юношеского чтения и обсуждения этой книги с подругами в универе.
— Иногда ты бываешь мудрой. И это пугает меня.
— А меня нет. Ведь все это одни слова. Ими жонглируешь, когда не хватает сил идти дальше; потом их снова забываешь. Они похожи на всплески фонтана: к ним прислушиваешься какое-то время, а потом начинаешь слышать то, что нельзя выразить словами.


В результате я перечитала книгу. В принципе, не жалею. Пожалуй, жалко только одного: детский восторг я этим чтением всё-таки убила. Зато вспомнила наши вечера над этой книгой и споры над ней. Двое незамужних подруг (Таня и я) доказывали Полинке, имеющей к тому времени небольшой опыт семейной жизни, что жить надо, как Лилиан: непредсказуемо и свободно.

В принципе, Лилиан, да и Клерфэ, живут так, словно они не бессмертны. Страх смерти гонит главных героев "из Брешии в Брешию" - Лилиан точно так же, как и Клерфэ. Ей только кажется, что она преодолевает его, беспрестанно повторяя, как мантру: "У меня нет для этого времени" - и оправдывает свой эгоизм болезнью. Ремарк пишет так заразительно, что и сам начинаешь оправдывать и любить Лилиан и её беспомощные попытки укрыться, спрятаться от смерти за модными платьями (О, как красив пассаж о платьях в исполнении главной героини!) и дорогой едой (я всю жизнь хранила, оказывается, в глубине воспоминания о корзинке с устрицами!). Таких людей нам с подругами не доводилось видеть: наши сверстники не только не были гонщиками, у них не было даже своей машины. Не говоря уж о том, чтобы пройти войну и болеть туберкулёзом. Тем интереснее казалась "та" жизнь, полная блеска Парижа и шума гоночных машин. Сейчас, с высоты своего возраста, я вижу, что герои Ремарка были обречены на смерть совсем не потому, что были такие умные и необычные. Они просто принадлежали к тому поколению, которое возмужало в войне, и кроме войны, ничего делать не умело (как Клерфэ в свои 36-40 лет). Или было отравлено войной с детства, как 24-летняя Лилиан. Самое печальное, по-моему, что война убила в ней не только материнский, семейный инстинкт, но и любовь ко всему, кроме жизни. Она так маниакально стремится успеть пожить(=насладиться), что ей даже в голову не приходит, что та семейная идиллия, к которой её пытается привести Клерфэ, вовсе не стоит такого презрения и отвращения, каким она её обливает. "Семейное счастье. Именно этого хотел Бог." Вот это удивительное отсутствие стремления к "гнездованию" я считаю тоже одним из последствий войны (есть даже работы наших психологов, исследующие феномен психологических травм поколений войны), притом последствием именно психологическим, даже психическим. Она так боится за себя, что не желает думать ни о ком другом: она бросает преданного ей Бориса Волкова (хотя осознаёт, конечно, что он тоже болен и ему, возможно, не удастся пережить эту потерю), бросает Клерфэ - совсем как дорогие платья в своём гостиничном номере. Чужая человеческая жизнь не представляет для неё никакой ценности. Ей хочется свободы не только от "условностей буржуазной морали" - ей хочется свободы от страха смерти. Но что поделать, если он довлеет?
Тут я задумалась о том, как часто в книге приводятся доказательства расточительства жизнью у обычных людей - начиная с первой встречи на дороге ("гонки" с красной машиной) и кончая старичками в Париже или "поэтом смерти" Жераром. Почему, спрашивает героиня непрестанно, они не задумываются о смерти и не знают её? Я думаю, это тоже очень интересное свойство человеческой психики: человек подсознательно верит, что душа его бессмертна, а потому живёт, как бог - с осознанием своей вечности. Лилиан живёт одной минутой, одним днём. Ей кажется, что она должна дать себе все те радости и удовольствия, которые у неё отняла война - красивую богатую жизнь, непрерывную смену декораций, неизведанные чувства. Но вот с чувствами-то и происходит беда: Лилиан не умеет любить, не умеет отдаваться чувству и забывать себя в нём. "Я хочу узнать саму себя <..> Что мне другие!" Это и есть настоящая трагедия, и сильнее всего она проявляется в её предательстве Клерфэ. (Если Бориса мы в начале книги почти не знаем, а потому и не жалеем, то главного героя уже успеваем к тому времени полюбить.)
"— Любовь без страха и без трудностей.
— Такой не бывает.
 — Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, — любви к самому себе."


Вы можете со мной не соглашаться, конечно, но я считаю, что Лилиан не могла насытиться жизнью только потому, что не сумела никого полюбить по-настоящему. Будь она способна любить других, всепожирающая любовь к себе перестала бы разъедать её тело...и душу.

Лилиан в юности была практически любимой моей героиней, я стремилась подражать её независимости и непредсказуемости...но ровно до тех пор, пока не влюбилась по-настоящему.

Единственная цитата, которую я до сих пор люблю, это:

Видимо, всегда надо оставлять немного свободного места; не нужно полностью завершать рисунок, иначе не будет простора для фантазии. … 

Posts from This Journal by “книга” Tag

  • Сияние

    Ну вот. Дочитала. Не ожидала почему-то хэппи-энда, как-то была уверена, что Красная смерть победит. И смерть Джека не восприняла трагедией. Его…

  • Кофе у Карлсона.

    Тут в одной группе родители беспокоятся, не повредит ли кофе детям до 16 лет. Я вот тоже первым своим детям кофе не давала - ни-ни! Типа…

  • The Shining)

    Каминг-аут))) Я тут впервые Сияние читаю. И да, я не смотрела знаменитый фильм. И вообще Кинга не очень даже знаю. Вернее, как? Я взялась за…

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…
Я помню, помню!
Мы с тобой подружились, потому что я была несогласна, но нам понравилось говорить об этом ;))

Вот я люблю, когда люди умеют не соглашаться, но при этом дружить) Мне кажется, смысл дружбы(и любви, конечно) не в том, чтобы быть абсолютно единодушными, а в том, чтобы при всей своей разности ценить эту самую разность друг в друге.
Да, когда любишь, ценишь ВСЁ... И разное, и похожее...
Я Ремарка никогда не любила (наверное я была недостаточно романтичной девушкой :)) хотя читала - у меня подруга фанатела от его романов и мы тоже вот так спорили :) А не любила я его за то, что у него все героини (главные, не проходные) непременно смертельно больны и в конце умирают - похоже он просто не знает что делать с обычной женщиной, и романтизирует вот это вот "лучшая женщина - умирающая женщина".
непременно смертельно больны и в конце умирают
Не, не все) Только Три товарища и Жизнь взаймы, если не ошибаюсь. Лучшие(любимые мною) романы - с другими героинями. "Чёрный обелиск" - сумасшедшая исцеляется и уходит, "Тени в раю" - героиня жива-здорова, но герой уезжает в Европу. У него есть несколько гораздо более интересных вещей.
Re: непременно смертельно больны и в конце умирают
Ну не все, но в других или героиня не главная (то есть женщины по ходу действия есть, но они второстепенные персонажи) или все равно у главных героев ничего не получается, любовная линия всегда так или иначе обрывается, хэппи-енда нет, что делать со здоровой женщиной Ремарк не знает :))
что делать со здоровой женщиной Ремарк не знает :))
хороший диагноз)
Re: что делать со здоровой женщиной Ремарк не знает :))
Диагноз по юзерпику, практически :))
Re: что делать со здоровой женщиной Ремарк не знает :))
он и есть)))
Re: что делать со здоровой женщиной Ремарк не знает :))
Я имею ввиду лирического героя, а не писателя, само собой :) как же ему еще и диагноз поставить - кроме как заочно :)
"похоже он просто не знает что делать с обычной женщиной"

С чего бы? Просто таков был замысел произведений )
Прям даже не знаю что вам ответить - в шутку или серьезно?
От некоторых книг Мураками похожие впечатления, как от Ремарка. По безнадёжности ситуации.
Мураками, который Харуки (а то и другой есть)? А у меня от него наоборот всегда очень оптимистичное и светлое впечатление остается.. Интересно, а какой у него был ЗАМЫСЕЛ? :)
Харуки вроде.
Про замысел надо у писателя спрашивать, раз так написал, значит какой-то был. В предисловиях обычно пишут, что на произведения автора тяжёлый след наложила война и тяжёлое предвоенное время.
Мураками после войны родился, наверное на него оказало влияние тяжелое послевоенное время - 50е, 60е...

А вообще, про замысел я бы поспорила. Замысел-то конечно есть, но есть еще и читатель и "нам не дано предугадать как слово наше отзовется".
Пардон, я думал мы про Ремарка говорим. Японцы от нас всё-таки сильно отличаются. Даже Ремарк в какой-то степени ближе, хотя он немец.
Мураками не готов обсуждать, давно читал, перечитывать не охота.
Пардон, в этой ветке вы сами начали разговор про Мураками.
Да, но про замысел я говорил про Ремарка, отсюда и путаница.
А я вообще Мураками не читала. Вот не пошёл, и всё тут.
Прочитал в ознакомительных целях. Захватывает местами, но чувствуется, что менталитет не наш. Хотя, у следующих поколений россиян, он может уже другой.
Я тоже пыталась в ознакомительных. Что-то совсем не наше)
А что ты читала, что тебе не понравилось? (хотя я знаю, что ест такая реакция на Мураками - некоторым он кажется депрессивным, а я наоборот "Охоту на овец" для поднятия настроения перечитываю :))
Да я уж и не помню. Ещё в универе - что-то такое на слуху было)