Бродский о поэзии и свободе

Очень интересное интервью Бродского нашла.


Он там довольно резко отзывается о собратьях по перу, так сказать. О Евтушенко, Вознесенском... Но я очень со многим согласна. И ещё вот интересно:

"Есть еще три поэта — разного качества, но, по-моему, хорошие. И если бы им дать возможность работать нормально — это было бы замечательно, это было бы интересно, но я боюсь, что уже тоже, как говорят в народе, too late. Эти трое — я у них многому научился. Они старше меня были года на три. Я с ними со всеми познакомился в 60-м году — на свое горе, на свою радость. В общем, подружились, потом все это распалось — и довольно скверным образом распалось в каждом отдельном случае. Распалось начисто совершенно. Анна Андреевна называла нас «волшебный хор». Но вот она умерла — и купол рухнул. И волшебный хор перестал существовать, разбился на отдельные голоса. Это Евгений Рейн, Анатолий Найман и Дмитрий Бобышев. Нас было четверо. Но теперь они… Рейн зарабатывает на жизнь статьями в каких-то журналах, сочинением научно-популярных сценариев, в общем, превращается понемножечку в монстра. Это человек уже в некотором роде сломленный. Своими личными обстоятельствами, персональными. В общем, уже не знающий, на каком свете он живет — на том, где он думает о себе как о поэте, на том ли, где он пишет все эти поделки, поденщину. Найман — он переводчик. Он вообще не был очень самостоятельной фигурой, и все-таки в нем что-то было, какая-то острота, какая-то тонкость была. Но переводы и все эти самые дела — они его малость погубили. Потому что он уже не помнит, где свое, где чужое. Слова для него просто — как, впрочем, для всех переводчиков рано или поздно — кирпичики. А не самостоятельная ценность. Это, впрочем, и для меня тоже. И Бобышев, о котором я знаю несколько меньше. Это довольно талантливый человек, с очень высоким чувством языка и понятием того, что он делает в языке. Это было его такое основное преимущество, и он это преимущество стал бесконечно эксплуатировать. Он не искал новых средств. И не то чтобы «не искал новых средств» — если бы была какая-то аудитория, была бы какая-то конкуренция, понимаете? Это смешно говорить про поэзию, но там это тоже есть. То… может быть, что-нибудь бы и вышло. А так, я думаю, они, в общем, все более или менее сходят с рельсов. Или переходят на другие, или я уже не знаю."

Потом очень приятно было читать, что он считает себя русским поэтом и даже советским... "
И, в общем, в ряде случаев многое очень в творчестве людей, которые живут в Советском Союзе, в России, инспирировано не divine invasion — не божественным вторжением — но идеей сопротивления, понимаете? Это надо всегда помнить. И в некотором роде можно даже быть благодарным за это." Кстати, я эту мысль и у Елены Шварц читала. Она говорила, что после развала Союза и разрушения системы поэтам стало неинтересно писать, потому что исчезли запреты.

Ещё про Чехословакию: "Они повели себя как школьники. Это в некотором роде мальчишество. Дело в том, что те принципы, которые они защищали… им почему-то, видите ли, показалось, что они нашли новые способы защищать эти принципы. А эти принципы — чтобы они не стали пустыми словами и не повисли в воздухе — если уж их защищать, если речь идет о том, что мы защищаем эти принципы, за них, к сожалению, надо проливать кровь. В противном случае тебя ждет просто та или иная форма рабства. Если ты уже заговорил о том, что ты хочешь свободы, ты этой свободы достоин и так далее, и так далее, — если ты уже выходишь на тот уровень, что у тебя отнята свобода, что ты не желаешь быть рабом, — то здесь надо, в общем… Новых способов бороться с рабовладельцами, кроме как оружием, не существует. Они совершенно напрасно считают, что они придумали новый способ. "

И вот это ещё - про заграницу, так сказать: "Я, к сожалению, нахожусь в довольно затруднительном положении, потому что я понимаю, что у вас не может быть ответа на этот вопрос. Потому что, когда смотришь вокруг, то уже непонятно, во имя чего живешь. Вот особенно здесь. Непонятно. Складывается впечатление, что во имя shopping'а, понимаете? Что жизнь происходит во имя shopping'а. Единственное, что остается, — постараться быть по возможности наименее involved вот во все это. В shopping и… Вы знаете, если бы я здесь вырос — я не знаю, во что бы я превратился. Просто не знаю. Я не понимаю… Это очень странное ощущение. Я не понимаю вообще, зачем все это. Нечто хорошее (но это наша, тоталитарная русская мысль) — что-то хорошее может быть только как награда, а не как априорное нечто, понимаете?"

Там много ещё чего интересного - про искусство вообще, о музыке немножко, о литературе вообще. Советую почитать.

Posts from This Journal by “интервью” Tag

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…
Я знаю это интервью, эти высказывания Бродского... В чем сила Евгения Рейна, мне непонятно - по-моему, очень скромные у него стихи.

Про Чехословакию не согласна: для меня в той ситуации чехи - мои герои, противопоставившие советским танкам сплоченность культурных, интеллигентных людей.

Про то, что "после развала Союза и разрушения системы поэтам стало неинтересно писать, потому что исчезли запреты" (Шварц), я не согласна: если автор настолько поверхностный, что кормится только готовыми, жирно прописанными запретами, то грош ему цена. Настоящий Художник смотрит вглубь - в любое время. Проблем всегда навалом: рушатся одни табу - возникают другие. Всё дело в том - есть талант или нет. Чуткое ухо/душа или нет.

Настоящий Художник смотрит вглубь
Ты знаешь, тут дело не в поверхностности. Я это, кстати, не только про поэзию замечала. Например, сколько было верующих подвижников в советские времена. А сейчас вроде всё можно - ходи, молись, а такого горения нет.
Re: Настоящий Художник смотрит вглубь
Юль, а Достоевский, Толстой, Куприн, Лесков?.. Чем время, в которое они жили, лучше, чем наши 90-е, 2000-е?..
Re: Настоящий Художник смотрит вглубь
Ну, как же? Тогда ж цензура была! Страшная царская цензура))) А сейчас всё позволено.
Re: Настоящий Художник смотрит вглубь
А что в том, что Толстой писал, страшная царская цензура не пущала?.. Я что-то не припоминаю...
Мне кажется, вопрос в том, возникал ли исходный замысел произведения из желания обойти цензуру, или писатель писал, что хотел, а цензура делала свои комариные укусы - вроде требования Достоевскому вместо "в Столярном переулке" написать "в С-м переулке". Толстой пахал человеческую природу - и был в этом гениален. Существование цензуры здесь не при чём. Что могло бы помешать Толстому в 2012 году написать "Смерть Ивана Ильича"?.. Или "Воскресение" в 1999?.. Что могло бы помешать Достоевскому в 2004-м написать "Братья Карамазовы"?.. Гением просто надо быть, как Толстой или Достоевский))
А таких нынче нету... На то и золотой век русской литературы. В Советские годы, кроме Солженицына, какие романы можно назвать в качестве конгениальных Достоевскому?.. А уж цензура была - ух...
Я всё-таки считаю, здесь только глубина, масштаб личность и таланта имеет значение.
А что в том, что Толстой писал, страшная царская цензур
Как же! А "Воскресение"? Его и отлучили за это. Но вообще-то царская ещё была не такая строгая, как советская.

Солженицын,да? Ты считаешь его равным Т.и Д.?

А талант - да, имеет значение, это бесспорно.
Re: А что в том, что Толстой писал, страшная царская ценз
Нет, я не считаю Солженицына равным Т. и Д.) Просто он хотя бы приблизился... И мы имеем большой период жесточайшей цензуры - а где прозаики-гении?.. И поэтов затюкали...

За "Воскресение" всё-таки Толстого царь никак не покарал: роман был напечатан, продавался, свободно переводился на иностранные языки. Отлучили тоже - во-первых, церковь, а не государство, во-вторых, он очень много еретического написал не в романах, дав повод для отлучения. Но романы писал, как хотел) Все были опубликованы. И Наполеона изображал, как считал нужным, и взгляды Левина излагал в подробностях...
И поэтов затюкали.
А всё-таки хорошие поэты были! Это знаешь, как с андеграундом в роке)

Мне кажется, это вообще свойственно человеческой натуре - запретный плод сладок. А так-то да, я безусловно против концлагерей для поэтов и прочего нехорошего. Но это не только для поэтов. Я вообще против насилия.
Re: И поэтов затюкали.
"А всё-таки хорошие поэты были!"
Пастернака в могилу успешно свели. Ахматову долбали, она многие годы ничего не писала. Берггольц в 1938-м не дожали - она в тюрьме только ребенка потеряла - довели до выкидыша, в крови шла по заснеженному тюремному двору, оставляя за собой пятна крови (см. ее Дневники, которые смогли напечатать только после "великого времени цензуры")... Мандельштам - понятно. Цветаеву даже судомойкой в Союз писателей не взяли, финал известен. Маяковский не вынес этих шикарных условий для творчества, с Есениным вообще тёмная история. Как ужасно ушел Блок, Хармс. Что творили с Зощенко... Юль, сколько ещё примеров?.. Разве это всё искупается рок-поэзией - неплохой, но.. ?..
Re: И поэтов затюкали.
Да нет, об искуплении никто и не говорит. Но где ты видела, чтобы поэты жили припеваючи? Этот дар сам по себе тяжёл. Сильвия Плат хоть та же. Ну казалось бы, чего ей не хватало? А судьба сходна с цветаевской, и без всякой цензуры. И я думаю, если захотеть. можно всем нашим параллели найти на западе. Но зачем?
Re: И поэтов затюкали.
Припеваючи разве честный человек живет?) Только если это Хлебников - он припевает при любых условиях)
О том я и веду речь: жизнь и так непростая штука - тут и цензуры не надо. Был бы талант.
тут и цензуры не надо. Был бы талант.
Так это я согласна)

Но! Хлебников реально жил припеваючи?! Я бы не сказала...
Re: тут и цензуры не надо. Был бы талант.
Это я в прямом смысле слова - в смысле, пел-припевал, "мне мало надо" и т.д.)) Вообще он очень любопытно проводил время после революции - очень ярко)
Спасибо, очень, очень интересно)
!
Это всё - истории известные.

И про ТЯЖЕСТЬ СВОБОДЫ - тоже известная история. Её ФМД исследовал хорошо.

А вот почему-то хорошей стихов подборки Бродского нигде не видно!?

Так что - присоединяйтесь, пожалуйста, к нашему диалогу, может и дело из него выйти: http://paia.livejournal.com/61488.html
Эткинд о Бродском
А вот все ли знают отзыв Эткинда о ст. Бродского "В тот вечер возле нашего огня... ?


"...Однажды мне принесли несколько страничек, и то, что я прочел, меня сразу поразило; долго я не мог отделаться от безнадежно монотонных, гнетущих и все же чарующе музыкальных строк:

Был черный небосвод светлей тех ног, и слиться с темнотою он не мог.
В тот вечер возле нашего огня увидели мы черного коня...
Он черен был, не чувствовал теней.
Так черен, что не делался темней.
Так черен, как полуночная мгла.
Так черен, как внутри себя игла.
Так черен, как деревья впереди, как место между ребрами в груди.
Как ямка под землею, где зерно.
Я думаю: внутри у нас черно. ,
Но все-таки чернел он на глазах!
Была всего лишь полночь на часах. :
Он к нам не приближался ни на шаг.
В паху его царил бездонный мрак.
Спина его была уж не видна.
Не оставалось светлого пятна.
Глаза его белели, как щелчок.
Еще страшнее был его зрачок.
Как будто он был чей-то негатив...

Не удивительно ли, что эти страшные стихи о смерти создал двадцатилетний юноша? Что он, совсем еще мальчик, так владел словом, ритмом, поэтическим образом? Что в его воображении рождались небывало парадоксальные сравнения и метафор� "Так черен, как внутри себя игла", "Глаза его белели, как щелчок"... Какой поэт! К тому же почти от всех известных мне он отличался современностью своей эстетики; то, что писал он, было - после Цветаевой, после Маяковского, после Хлебникова, а главное - после Мандельштама. Он решал новые задачи, которые ставил себе сам и которые ставило время."

Edited at 2016-10-21 07:14 pm (UTC)
Re: Эткинд о Бродском
Хороший отзыв, спасибо. А вот насчёт того. что молодой человек пишет о смерти - это меня нисколько не удивляет. По-моему, только молодой и может хорошо написать. По опыту. Молодым приоткрывается завеса. М.б. потому. что они слишком любопытны, м.б ещё по какой-то неведомой причине, но я знаю многих поэтов, которые в юности писали о смерти гениальные стихи.