приморский

Синяя вечность



Вчера мы случайно увидели клип современного певца "О море, море". Песня заворожила. Муж вспомнил, что в детстве слышал её в исполнении Магомаева. Мы нашли видео. Послушайте. Здорово же! И хорошо, что сейчас её перепевают, просто очень хорошо.
Но на этом история не закончилась. Вчера весь вечер муж пел эту песню - просто мелодию. А сегодня нашёл слова.

Море вернулось говором чаек,
Песней прибоя рассвет пробудив.
Сердце, как друга, море встречает,
Сердце, как песня, летит из груди.

О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой.

Грустные звёзды в поисках ласки
Сквозь синюю вечность летят до земли.
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли.

О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой. С собой!

Увидев текст, уже я заинтересовалась: кто автор. Некто Г.Козловский. Кто это? Может, и вам будет интересно. Вот что я нашла.

"Козловский Геннадий Владимирович - коренной бакинец. Родился в 1936 году, окончил бакинскую школу №160, а затем и Азербайджанский Политехнический Институт. Инженер-теплотехник. В 1971 году переехал на работу в Москву. Но при этом оставался бакинцем до конца жизни. Прекрасный человек, искренний друг, высокоэрудированный и музыкально одарённый - таким Гена запомнился всем, кто его знал.

Задолго до переезда в Москву, в 1965 году, Геннадий близко подружился с Муслимом Магомаевым, и дружба эта продолжалась вплоть до самой смерти Гены. По предложению Муслима в 1979 году он стал директором Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана под художественным руководством Муслима Магомаева и проработал на этой должности вплоть по 1990 г. В 1991 году с семьёй эмигрировал в США. В 1998 году скоропостижно скончался.

Так судьбе было угодно, что сын Геннадия - Александр женился на дочери Муслима - Марине, у них растёт прекрасный сын. Но это всё случилось уже без Гены. Ниже я привожу воспоминания Александра Козловского об истории написания песни "Синяя вечность", подготовленные им по моей просьбе специально для этой статьи.

Oднажды, летним вечером 1965 года, дверь нашей квартиры распахнулась и ввалилась компания во главе с другом моих родителей Викой Трояновским. Среди пришедших с Викой в тот вечер был Муслим Магомаев, как бы по мановению волшебной палочки вдруг сошедший с экрана тогдашнего черно-белого телевизора. Так началась дружба моего отца с Муслимом, оказавшая огромное влияние на всю нашу жизнь и продлившаяся вплоть до кончины моего отца в марте 1998 года. Их творческое содружество - сотрудничество увенчалось несколькими песнями, об одной из которых я хочу рассказать.

Одним из летних вечеров 1969 года у Вики дома собралась компания. Было шумно, очень интересно и весело. Вдруг Муслим попросил ручку и что-то стал записывать на салфетке. Записав, спрятал салфетку в карман.

Сейчас, по прошествии стольких лет, понимаешь - какая же это жалость, что та салфетка не сохранилась. Это была реликвия-клавир песни "Синяя вечность".

Муслим знал, что отец увлекается поэзией, и предложил подумать над текстом к этой мелодии. Муслим наиграл и напел мелодию на наш магнитофон, чтобы отец мог всё время слушать и переслушивать мелодию. Через некоторое время отец вдруг сказал: "Муслим, а как тебе такая строчка - "... О, море, море!"?" Муслим опять сел к инструменту и запел: "О, море, море..". Всем очень понравилось. Так родилась первая строка припева.

Вскоре Муслим принёс отцу записанную у себя дома окончательную версию - то есть со вступлением, двумя запевами, двумя припевами, проигрышем и финалом. Музыкальная форма была полностью готова!

В течение нескольких дней у нас в доме почти непрерывно звучала эта магнитофонная запись. Отец, охваченный вдохновением, писал вариант за вариантом. Звонил Муслиму по нескольку раз в день и начитывал очередной вариант по телефону...

Через несколько дней в квартире Муслима все мы услышали текст (первую версию) песни "Синяя вечность". В отличие от окончательного варианта, который был впоследствии записан Муслимом на радио и телевидении и ныне известен всем, первоначальный вариант имел несколько иной текст. В нём в процессе "полировки" были внесены некоторые изменения. Вот, например, как звучал самый первый вариант припева:

О, море, море, грудью о скалы
Ты разбиваешь и горе, и боль,
Море, возьми меня в дальние страны,
В дальние страны, к любимой Ассоль!

Муслим поставил лист с текстом песни на рояль, сел, заиграл и запел. Мягкий, субтоном спетый запев, мощный взлёт в припев, восхитительный проигрыш - фантастическая динамика от пианиссимо в запеве до фортиссимо в припевах, особенно в финальном и мажорная кода. Одним словом, восхищению не было предела! Муслиму понравилась идея как бы "Алых парусов". Впрочем текст менялся, постепенно превращаясь в то, что потом и стало "Синей вечностью". Особенно обсуждались строчки "Ты разбиваешь и горе, и боль" и "Море, возьми меня в дальние страны".

Муслим сказал, что стихи замечательные, но нужно всё переделать. Отец остолбенел, потому что, если замечательные, то почему переделать? - "Геночка, переделать надо потому, что в таком виде стихи ни один xудсовет не примет".

Началась очередная переделка текста. Работа над песней настолько увлекла и захватила отца, что любая, даже не существенная поправка к тексту, доставляла ему удовольствие... Второй куплет родился очень быстро и почти не переделывался.

Грустные звёзды в поисках ласки,

Сквозь синюю вечность летят до земли,
Море навстречу им в детские сказки
На синих ладонях несёт корабли.


(Муслиму особенно понравился образ "синих ладоней" моря)
О, море, море, преданным скалам

Ты не надолго подаришь прибой
Море, возьми меня в дальние дали

Парусом алым вместе с собой (к удовольствию Муслима, тему алых парусов отец сумел сохранить)
В семейном архиве хранится фотография, которая так и называется "Синяя вечность". На фотографии Муслим и отец в момент работы над текстом. На обороте фотографии рукой отца написано: "Синяя вечность" - 1969 год.



Через некоторое время Муслим в очередной раз улетел в Москву. А ещё через пару недель, в одно субботнее утро, у нас раздался телефонный звонок: - Включите Москву. Передача называется "С Днем рождения". Включаем, смотрим...

И вот на экране ведущие ... Иванов: "Дорогие друзья, у нас сегодня очередной день рождения, но он не совсем обычный, у нас сегодня день рождения песни... Стихи Геннадия Козловского, музыка Муслима Магомаева - "Синяя вечность". Поёт Муслим Магомаев".

Голос Муслима можно было сравнить с морской стихией: лиричный, как море в штиль, мощный, словно девятый вал. И как морская волна - с богатейшей палитрой оттенков. Он пел всегда от всего сердца для всей страны, для всех и для каждого.

А дальше уже, как говорится, всё принадлежит истории..."

источник

Posts from This Journal by “открытие” Tag

  • Екатерина Шульман: Будущее семьи, частной собственности и государства

    Политфутурология. А вы любите утопии? Я вот с детства люблю. Лекция длинная, но интересная. Мне не было скучно. Особенно зацепили несколько…

  • Итоги лета

    Хочется подвести итоги лета. Самое время. Хотя для меня лето еще не закончилось (ну, вы в курсе))) Итак. Это было лето мечты. Оказывается, я всю…

  • открытие

    Этим летом самым ценным оказалось открытие: можно полноценно отдыхать вместе с подросшими детьми! Отдыхать! А не следить и контролировать,…

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…
Спасибо, очень интересно. Получается, одна мелодия изменила судьбы нескольких людей. Да, музыка - это сила! ))
Точно! Тоже об этом подумала. Но и слово - сила немалая.
Да, а когда они еще и объединяются, то их воздействие взаимно усиливается.
Задумался о феномене советской эстрадной песни. Может быть, обилие возвышенных романтических тем и мотивов были востребованы обществом, как в некоторой мере замена, сублимация духовности, тяги к высокому. Ведь официальная идеология строителей коммунизма, светская религия, была слишком холодна и абстрактна.Она, идеология, не могла дать высоких вибраций, жизненно необходимых ищущим душам. Отсюда все эти алые паруса, маленькие принцы и прочая нежность - "Опустела без тебя Земля"...
сублимация духовности
Точно! Как раз недавно мы с мужем говорили об этом. В советском государстве эстрада была намного мощнее, чем сейчас. Почему? если сегодня все чудеса техники к их услугам? Вы правы! Это мощь именно духовная. Потому что невозможно человеку жить без тяги к высокому.
Re: сублимация духовности
А сейчас, когда появилась возможность удовлетворять тягу к духовности с помощью религии, "естественным путем", что осталось эстраде? Правильно, только то, что "ниже пояса". Свадхистана, половая чакра. Ничего не имею против сексуальной энергии, но кода остается только она одна, это попросту скучно. Современная эстрада выродилась в попсу.

Вспоминаю нынешнюю российскую рок и поп музыку, и вижу - настоящего успеха добиваются именно не боящиеся говорить и петь о высоком, отрывать нас от горизонтали, устремлять ввысь. Борис Гребенщиков, Ольга Арефьева... Тот же Наутилус Помпилиус времен Кормильцева. Звездная минута славы Бичевской - когда она стала петь о вере. Даже Пугачева - вспомни ее Поднимись над суетой или Дежурный ангел... Впрочем, знак у духовности может быть не только плюс. И таких примеров хватает, но не хочу их даже упоминать.

Edited at 2016-11-22 05:26 pm (UTC)
Re: сублимация духовности
Абсолютно согласна.
Голову сломала: что могло смутить худсовет в первом варианте текста? Вроде никакой идеологии, секса или политики. Неужели "возьми меня в дальние страны" слышалось призывом к эмиграции в противовес к "не нужен мне берег турецкий"?:)
Для меня тоже совершенно нет разницы между "странами" и "далями".
Замечательная история...
Теперь, когда буду слушать эту песню М.Магомаева, буду вспоминать эти строки :)
Спасибо, за них.
Рада, что вы заинтересовались. Вот только сейчас поняла, что песня написана летом 69 - это как раз год моего рождения) Получается, что она - моя ровесница!
Скажи, да? Приколись: вот ходит по дому и поёт)
Старые мастера... Теперь таких уже нет.
Вот как раз тот парень - жаль имени не запомнила - хорошо спел. Но Магомаев, конечно, сильнее.
О, спасибо за видео. Хорошо, да. Но я видела какую-то подборку с молодёжью, там не одна песня. Пел такой оч. высокий худощавый мол. человек. А первую песню он пел вместе с маленьким и полным, смотрелись они немного комично, но пели хорошо.
Спасибо. Я тоже очень люблю эту песню, часто слушаю ее и мечтаю о море. А оно очень очень далеко......

Edited at 2016-11-23 04:38 am (UTC)
Ой, грустно без моря. Я всегда скучаю по нему.
Это лучшая песня о море! Меня она еще в детстве покорила.
Да, очень хорошая. Я удивляюсь, как это я её в детстве не слышала.
Трудно представить, что бы кто-то смог исполнить ее лучше Магомаева, это его песня в вечности...
Думаю, да. Он её под себя и писал, как оказалось.
Кстати, очень рекомендую его книгу воспоминаний "Любовь моя - мелодия".