приморский

Любить и простить


Прочитала на матронах интервью с матушкой Анной Журавлёвой и искренне порадовалась за неё и за батюшку. Кульминацией истории для меня стала её молитва о воссоединении после развода. Она  не требовала у Бога вернуть мужа любой ценой и при любых раскладах, она просила дать ему такую же любовь к ней, какая есть у неё к нему. И все полседующие события удивительны и чудесны возрастанием именно такой любви, которая позволила простить, забыть плохое и начать всё с чистого листа. Два года потребовалось этой паре, чтобы понять правду о самих себе - о том, что нельзя разъединить то, что Господь соединил. Сказочная история - в самом хорошем смысле. И вдохновляющая, по-моему. Особенно для тех, кто сейчас переживает кризис и близок к разводу (а через это, я знаю, каждая семья рано или поздно проходит). И уникальность  опыта этой семьи как раз в том, что они даже после официального развода нашли в себе силы восстановить семью и возродить счастье силой любви и молитвы.

А потом я почитала комменты. Нет, я была готова к этому: сама не один раз нарывалась на осуждение и "компетентные диагнозы" после самых личных и открытых, а потому и самых беззащитных своих рассказов на этом портале. Но со стороны всегда виднее. И вот сейчас я читала безапелляционные приговоры совершенно незнакомым мне людям - и батюшке, и матушке - приговоры за грехи двадцатилетней давности, и поражалась женскому жестокосердию (потому что там аудитория сугубо женская, кто не в курсе). И вот удивительно, но опять нашлось всего два-три голоса, которые увидели в этой истории не повод извергнуть батюшку из сана и всячески осудить его матушку за мягкотелость и попустительство, а также всем надоевшую жертвенность, а встали на защиту личного откровения и вспомнили о заповеди "не суди". Я понимаю, что многие примеряют эту историю на себя и вполне могли бы написать примерно так: "История эта не годится для моей ситуации - я не могу так поступить, потому что нет у меня ни такой силы духа, ни столько  прощения и смирения, да я к нему и не стремлюсь, потому что считаю любую женщину самостоятельной личностью и не собираюсь "прогибаться" под предлогом любви к какому-то мужчине." Но там писали так: батюшка не достоин сана, подлый эгоист, священноначалие попустильствует греху, а женщина ведёт себя неправильно и унизительно. Раз десять на разные лады с уверенностью сказали, что после развода священник не имеет права служить. А на самом-то деле, развод, как и вдовство, открывает перед священником два пути служения: целибат и монашество. Если батюшка не женится второй раз, он вполне может продолжать служить. В случае с этой парой все нюансы соблюдены: жена так и осталась единственной для священника-мужа. Что не так? И речь-то в интервью совсем не об этом. В общем, очень сочувствую матушке. Хорошо представляю себе, как больно осознавать, что ты всю душу вывернул наизнанку, сердце раскрыл - помните монолог Писателя из "Сталкера" Тарковского? "Сожрут и душу, и сердце!"



Знаете, друзья, это ужасно грустно осознавать, но наше стремление судить и приговаривать достигло уже критической точки, по-моему. Если мы не остановимся, нас однозначно ждёт судьба общества из последней серии "Чёрного зеркала" - "Ненависть нации". Разве есть у нас право так жёстко расправляться с теми, кого мы даже не знаем лично?

Posts from This Journal by “любовь” Tag

promo yuvikom october 8, 2013 08:49 60
Buy for 100 tokens
Так я решила назвать эту тему, исходя из нашей семейной традиции уютных посиделок. Из предыдущего опроса я поняла, что такой разговор мамам и папам очень нужен. А потому давайте попробуем. Вместо пироженок и конфеток вы оставляете мне вопросы или проблемные ситуации, которые случились с вами…
Очень близка позиция отца Анны: "...сейчас все тебе скажут, что так нельзя, но ты должна поступить так, как чувствует твое сердце. Если ты его любишь — бросай все, уходи. Не любишь — тогда слушай бабушку и маму"
очень близка позиция отца Анны: " сейчас все тебе скажут, что так нельзя, но ты должна поступить так, как чувствует твое сердце. Если ты его любишь — бросай все, уходи. Не любишь — тогда слушай бабушку и маму"
Да. Я тоже исхожу из того, что всё на любви держится, что бы кто ни говорил. И очень не люблю категоричных советчиков в таких тонких делах. В конце концов, решать тому, кто будет жить.
Специфическая аудитория. Удивляюсь, что там еще кто-то что-то о себе честное и искреннее рассказывает.
Ох, да. Вот я перестала. Ибо...нефиг. Ну правда - не вижу смысла откровенно делиться своими чувствами с аудиторией, которая настроена столь воинственно неадекватно.
Знаете, мне там очень долго было хорошо. Женщине надо где-то выговориться. На православных форумах общаться тяжело. Там все все знают. Знают с порога, что я не умею смиряться и каяться. Если умиляться - умиляться всем. Инакомыслие преследуется.
У меня эта история не вызвала умиления. И негатива тоже не вызвала. След оставила глубокий. Недоумение. Размышление. Не понимаю. Но ХОЧУ понять. Где суть. Когда смирение переходит в унижение. Когда жертвенность начинает душить того, кому жертвуют. Потому что мой светский опыт как раз кричит о том (Лиза Правикова писала об этом, кстати), что сначала мужчина должен любить сильнее, что не надо "душить в любовью", что женщина должна быть гордой.

А на портале, Вас, Юля, любили и уважали адекватные люди. Ну, а то, что там есть несколько женщин с неустроенной судьбой, я их давно уже только жалею. "Собака бывает кусачей..." Кстати, как я поняла, этот человек и нагнетал обстановку под данной статьей, приписывая батюшке бастардов, обвиняя церковь в педофилии, и всех мужчин в изнасилованиях.
Хотя я портал не комментирую больше, но было бы приятно прочесть Ваши новые статьи. Не читайте Вы комментарии. Удачи.


Edited at 2017-01-19 10:52 pm (UTC)
Там нигде и не написано, что она его душила как-то. Ушла - и два года они не общались. Она только молилась. А через два года он сам пришёл и попросил вернуться.

Edited at 2017-01-19 11:58 pm (UTC)
А кто сказал, что матушка его душила? Но каждая женщина ситуацию расценивает применяя к себе. Это свойство женской психики.
Женщине изменяет муж. Или она подозревает. Отношения в тупике. Ее не любят. Это происходит сейчас. Или было двадцать лет назад. Или страх, что это случится. И к концу статьи матушка уже забыта, уже комментарии применительно к своей истории: "Я ему всю жизнь положила, я смирялась, а меня с тремя детьми бросили, а значит, на брюхе ползать надо было?". "Сестру мою родную (бабушку, соседку, подругу - несть числа) мужик беременную бросил, сколько она плакала, просила, молилась - все без толку."
Тут логика уже не работает.

Ну и статья с намеками на намеки написана так сумбурно, что получается очень неприятная история. Брошенная беременная жена для большинства наших униженных и оскорбленных женщин - это "точка взрыва".
Житие Петра и Февронии тоже многим не нравится. Тоже мутная какая-то история.) По человеческой логике.
Впервые слышу. Сколько знала - все умилялись. Особливо женская часть: еще бы, муж так любил свою жену, стольким ради нее жертвовал (а не наобороот).
Поначалу, получив исцеление, он отказался от своего обещания жениться на ней. И женился, только когда болезнь вернулась. И где, спрашивается, была ее гордость, когда она после такой подставы исцелила его повторно да еще и замуж вышла?
Да, помню Лизино мнение о любви) Но оно ведь тоже спорное, на самом деле. Я вот, наоборот бы сказала: женщине помогает включиться именно сильное чувство. В нашей семье было как раз так. Если бы я не любила мужа с такой самоотверженностью, мы бы не остались вместе. Теперь я это могу с уверенностью сказать.
Эта статья тем меня привлекла, что это не "учебник" и не пример для подражания (как и мои личные опыты на матронах, кстати). Это просто рассказ о том, как бывает. Рассказ, о котором можно задуматься. Можно примерить на свою ситуацию. А можно и не примерять, а просто восхититься: вот оно как бывает!

А реакция матрон меня неизменно приводит в отчаянье. Я не понимаю такой рекции - отрицательной, порою даже злобной. Дело не в том, что нельзя высказывать своё мнение. Можно и нужно! Но ПОЧЕМУ мнение настолько негативно - вот чего я не понимаю. Откуда берутся все эти реакции откровенной ненависти по отношению к людям, которые лично читателям ничего плохого не сказали и не сделали. Вспомнила, что ещё одну матушку так же сильно не полюбили там - матушку о.Фёдора Конюхова. Тоже ведь крест непростой и тяжкий, а нашлись те, кто не посочувствовал, а постарался обидеть и оскорбить.

Спасибо вам за добрые слова в мой адрес. Не могу я не читать комменты. И не отвечать не могу. Воспитание старомодное, что ли. Мне всегда неудобно оставить без ответа чью-то реплику в свой адрес. Иной раз в ЖЖ нахожу комменты к давнему посту, на которые не ответила, и так неудобно себя чувствую: вроде и отвечать уже поздно, и стыдно, что вроде как проигнорировала человека, а ведь он хотел услышать моё мнение, писал свой коммент. Вот)
С праздником Богоявления и Крещения Господня!
Слава Милосердному Господу нашему, что батюшка и матушка сохранили любовь, помирились и воскресили свою семью! Самый тяжелый женский крест - это крест жены священника, а настоятеля вдвойне, а если батюшка еще руководитель епархиального отдела, - то втройне. И никто это не поймет, пока сам не прочувствует тяжесть этого служения. Не физического, хотя и его никто не отменял, т. к. муж-священник в этом случае гость в своей семье. А духовного - священник ведет людей ко спасению души, и стратегическая задача врага рода христианского - разрушить его тыл, который есть семья.
О духовном состоянии верующих людей очень ярко показывает сегодняшний праздник - километровые очереди за крещенской водой и полупустой храм во время праздничной службы...
Re: С праздником Богоявления и Крещения Господня!
Эх, это вы верно заметили: очереди за водой, а на исповедь и причастие народу не сказать, чтоб много. Только самые крепкие прихожане.
В жизни все бывает. По молодости у нас нет терпения и сплошной эгоизм. И еще надо уметь прощать.
Точно. И удивительно, что этой паре прямо с самого начала были даны такие серьёзные испытания, и они выдержали.
И мудрые взрослые - те самые архиереи, которых читатели обвинили в попустительстве.
Спасибо за ссылку на статью! Такая легкая и светлая, окрыляющая просто.

...Ох, зачем же было читать комментарии? Я сейчас даже не об этой заметке, а о твоих статьях.
Пусть это не очень вежливо к комментаторам, но... "Собака лает, а караван идет".
И так хорошо, когда у читателей есть возможность соприкоснуться с путешествием этого каравана.
Спасибо, Наташенька! Я всегда читаю. Многие комменты вдохновляют на новые подвиги или помогают что-то понять и изменить в себе - к лучшему. Но матушку с батюшкой в этой ситуации очень жалко. Тем более, что это же дела давно минувших дней.
Прочитала там все комментарии, и так неприятно стало. ИМХО, авторы пытались "завалить" героиню за то, что она смела простить мужа - и у нее все получилось, в отличие. видимо, от тех, кто спроецировал на нее свои семейные неудачи. Батюшке там и измену приписали, и Бог знает что еще. Очень неприятно.
Да, Маша, ужасно неприятно. Какие бы ни были проблемы и проекции у читателей, герои интервью этого не заслужили.
Юля, не надо судить этих женщин. У многих свой горький опыт за плечами. ИМХО, дело в "убийственной категоричности идеала". Семью священника подсознательно воспринимают как эталон. Какой женщине, особенно не очень обласканной жизнью, приятно сознавать, что правильно самой любить, а не быть любимой (так не хватает любви большинству наших женщин), что муж имеет право совершить неблаговидный поступок, а ты обязана его простить (ведь матушка простила!).
Конечно, там были резкие комментарии, но это люди, обделенные судьбой. Поэтому резкий до истерики выпад матушки Виктории был неуместен. Неуместен именно настоятельной идеализацией. Все-таки архимандрит Тихон умеет писать и раскрывать тему, а из данной сумбурной статьи не очень понятно, почему сразу "несвятые святые".
Не люблю судить вообще. И понимаю все сложности аудитории. Но и матушку Викторию очень понимаю. Наверное, с м.Анной её связывает не просто личное знакомство. Сами знаете, как тяжело не вступиться за друга, если знаешь его, включён в его жизнь, в его ситуацию, знаком с его проблемами. Вот так я не могла промолчать, когда на Правмире травили "рабу Божью Марию". Хотя я вообще очень болезненно реагирую на любые нападки именно из соображений "не судить". А что касается "несвятых святых", то я очень осторожно отношусь к этой теме как раз после арх. Тихона. Один знакомый батюшка шутит, что пора писать книгу "Несвятые несвятые")
Хорошая история. Но она не про человеческую логику и разумение. А люди в основном человеческим живут, даже церковные. Очень трудно полностью Богу довериться. И гарантий никаких нет. Никогда. Правда, любовь, она ведь не про гарантии. Но то любовь...
В самую точку! Да, это "неотмирная" история, а её пытаются привязать к страстям и грехам.